irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА.ВЕРНИСАЖ ГЕННАДИЯ ПАНФЕРОВА в Саратовском отделении СХ России



                      ПАРАЛЕЛЛИ-ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ ХУДОЖНИКА ПАНФЕРОВА
В местном отделении Союза художников открылась персональная выставка значительного саратовского  художника Геннадия Панферова.
Выставка большая,серьезная, и  тема ее  сложная - абстракция и реализм.  А Геннадий ничем не облегчил нам  восприятие. Разместил картины без названий , не хронологически, даже не  сближая их  стилистически, исходя из своих «субъективных» вкусов.Вместо разъясняющего пресс-релиза повесил …теоретическую статью Глеба Давыдова о том, что такое искусство и как его воспринимает индивидум.
Панферов  - вообще загадка для искусствоведов, которые так любят классифицировать: порядок должен быть во всем! И выставляя его работы в новой престижной экспозиции «Связь времен» (Радищевский музей) рядом с творениями великих (Петров-Водкин, Павел Кузнецов, другие), его отнесли к тем, кто «представляет формальные поиски в  саратовском искусстве» и  «объединяет авангардные работы 1920-х годов…и  произведения, написанные во второй половине XX- начале XXI века».
А творчество же  Геннадия характеризуется как «предельное обобщение предметных форм и использование техники коллажа».Все так, но Гена еще и превосходный рисовальщик - недаром столько лет сотрудничал с Приволжским книжным издательством. И -  удивительный цветовик. До сих пор  не могу забыть его пленительно глубокий  голубой цвет маскарадных масок  и пронзительно желтую  лимонность неба  «карнавального цикла», где Венеция  выглядит огромной  декорацией, а  ее обитатели – какими-то летучими персонажами вечного карнавала жизни. Панферов ведет «взрослую» студию,одна его ученица побывала в городе-легенде и  заразила всех этой темой,а больше всего –руководителя студии.
Любимый цвет художников постиндустриального общества – лиловый. У Геннадия  он  дивно хорош,  может построить  почти весь колорит на оттенках и  градациях   одного цвета.Живописец  решительно не хочет причислять себя к «постмодернистам» , справедливо полагая, что сейчас не существует глобального стиля, который доминировал в прежние эпохи. Художники разобщены и  эклектичны  в своем  большинстве.
И Геннадий Панферов очень разный в разные годы. На выставке мы увидели   и тщательные многослойные композиции с отпечатками холстины и символическими знаками, а рядом , в городском пейзаже – залитый солнцем храм  Утоли мои печали, напоминающий  плоскостностью макет.Паруса, надувшиеся  до отказа, оседлавшие ветер, и  беспокойные красные маки, тревожные подсолнухи, полные скрытых смыслов (период экспрессии в творчестве художника) . А соседний натюморт - цвет  букета  уже разлит в воздухе, фактура как бы исчезает в его волнах. Пастельно нежно решен купол бальнеологической лечебницы, тонущий в изысканных  красках осени.
Начав с подробного рассказа о событии или  предмете ,художник пришел к беспредметной живописи, когда  только цвет, форма и динамика  геометрических фигур или линий действуют на наши чувства.И  действуют они позитивно.Как  подчеркивает  в статье Давыдов, «многие отмечают «очищающий эффект», производимый на них контактом с произведениями искусства. Эффект (перемена, трансформация) есть при любом соприкосновении с подлинным произведением искусства».
  Искусство Панферова подлинное. Оно волнует всегда.Пишет ли Мастер  в традиционной манере или нарочито  меняет предметный мир, уплощая его и локализируя цветово, вообще ли  обходится  без привычных  зрителю  сюжетных подпорок, он  по-прежнему эмоционально убедителен. Мир художника Панферова может находиться в русле исканий его коллег, параллельно  или даже «перпендикулярно» общим тенденциям, он интересен нам, как интересен мир неординарного человека и живописца.
Нащупывая свой путь в искусстве,он ищет себя , возвращается к самому себе. «Убегая от себя ложного и от (с)ложных обстоятельств, в которые неизбежно попадает (с)ложная личность, человек прикасается к истинному себе…Такова изначальная религиозная сущность искусства». Не  эффектная, не внешняя -
истинная духовность стоит за  бесконечными метаморфозами Панферова.Разве  это  только формальные поиски?
                                                                                                                                                                         Ирина Крайнова






 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments