irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ. ВЫСТАВКА фонда МИХАИЛА ШЕМЯКИНА,ПЕТЕРБУРГ

                         

                                             ЧЕЛОВЕК-ЭПОПЕЯ
В Радищевском музее – большой выставочный проект «Художник и театр» (весь верхний этаж по периметру исторического здания). Его открыли при содействии Фонда художника Михаила Шемякина  в Петербурге.
Эта биография полна драматизма и  неожиданных  зигзагов, она    достойна  киноэпопеи! Всемирно известный  художник родился  в Москве. А его отец Михаил Петрович Шемякин - во Владикавказе, и фамилию получил от своего отчима, офицера Белой гвардии . Приёмный отец  не вернулся  с гражданской войны, и  Михаил Старший стал сыном полка… в Красной армии, один из первых в 13 лет (!) награжден  орденом Красного Знамени,  рассказывал , что принадлежит к кабардинскому роду. Герой, боевой офицер, прошел всю Отечественную войну.  Мать мальчика была  актрисой. Только 1957 году 14-летний Михаил  Младший   снова приехал  в СССР, поступил в художественную школу при институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде.  Но был отчислен за «эстетическое развращение»  товарищей. Бывал почтальоном, вахтёром, такелажником в Эрмитаже (5 лет служил!).
Основал группу художников «Санкт-Петербург» и  с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма,  искавшую новых форм иконописи, был  послушником в Псково-Печерском монастыре… И всегда рисовал. После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах Шемякина высылают  из  страны  (1971 год). Жил в Париже,  затем в Нью-Йорке. В Париже устраивал выставки, публиковал работы своих коллег — российских художников и писателей-нонконформистов.
Его коллекция мирового искусства «из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям… послужила основой для создания Института философии и психологии творчества (Франция). В 2000 году учредил Воображаемый музей в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по тематике исследований».   Все награды   Шемякина не счесть. Кавалер ордена «Рыцарь искусств и литературы» министерства культуры Франции, обладатель Золотой маски, почётный доктор наук  -  в пяти   академиях и университетах мира…
Вот далеко не все аспекты бурной творческой деятельности удивительного человека и художника. Кто не помнит его Сфинкса в Петербурге – памятник жертвам репрессий? Издалека он- вполне в духе сфинксов, мирно спящих над Невой , почитай,третий век. Подойдя ближе, различаем пышную грудь скульптуры, еще ближе – ее оскал смерти, у самого  подножья можно прочитать и  таблички на постаменте.
Шемякин  очень театральный   художник, его фантасмагоричные персонажи словно созданы для этого фееричного искусства.   Поставил оперу Шостаковича «Нос» по Гоголю  в студии Ленинградской консерватории. В Мариинском театре - свою версию балета Чайковского «Щелкунчик»   и балет по мотивам сказки Гофмана  «Волшебный орех» ( собственное либретто и оформление) . Ставил  другие балеты  - в Литве и Болгарии.Вместе с клоуном Вячеславом  Полуниным устраивает карнавальные  шествия в Петербурге, Москве и Венеции.
Как рассказали нам на вернисаже  представители Фонда Шемякина,  они привезли, по сути, театральную антологию творчества художника. Эскизы и  костюмы, маски и бутафория «позволяют …погрузиться в процесс работы над спектаклями. Каждый эскиз – это законченный образ, который дает представление как о костюме персонажа, так и выявляет его характер, пластику движений, показывая как рождались образы, в том числе крысиного общества, сразу после премьеры ставшего визитной карточкой балета «Щелкунчик». Мы видим характерный длинный нос персонажа, который сразу превратился  в  бренд и возникает в очень разных видах, вплоть до статуэток и чайного сервиза.
 Макет сцены к балету «Коппелия» воссоздан  автором  именно для этой выставки. Его можно обойти со всех сторон, осмотреть панорамно. Костюмы к Венецианскому карнавалу - шутейный вариант Великого посольства Петра Первого ( для лилипутов)  -расставлены по экспозиции в разных ее углах. Тут и «многоэтажные» старинные парики,и  изящные шелковые туфельки,и пышные, с фижмами, платья.Сочинив  столь оригинальные костюмы для  «делегации» русских на знаменитом карнавале,   прославленный художник буквально  спас нашу репутацию в мире моды.
Есть здесь  картины,   очень похожие на театральные эскизы, но тоже – с  психологическим подтекстом.Как важно самому  увидеть первоисточник,а не судить по отзывам других…Шемякин предстает перед нами превосходным рисовальщиком, первоклассным цветописцем, большим мастером сценического оформления. А какого  он толка, стиля, направления,так ли это важно?  Большой талант не укладывается в прокрустово ложе определений.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments