irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

МУЗЕЙ-УСАДЬБА БОРИСОВА-МУСАТОВА. 145 лет БОРИСОВУ-МУСАТОВУ


                         
                                                СВЕТ ОДИНОКОЙ СВЕЧИ

145 лет со дня рождения Виктора Борисова-Мусатова.День в музее-усадьбе его имени…
День  был светлый, теплый, немного печальный.Потому что печальна  сама судьба величайшего живописца русского модерна, прожившего всего 35 лет. И очень одиноким, несмотря на любящих родных, жену, только родившуюся дочь.С 12 до  18 ч. в музее-усадьбе  был день открытых дверей.
В 12.00  открылась выставка с символичным названием  - «Мечта о гармонии жизни». Ибо  что есть творчество   Борисова –Мусатова, как не неустанные поиски гармонии? Во всем – в природе и в живописи, в жизни и  в любви. Экспозиция содержит 30 произведений из собрания Радищевского музея.


Открывать день рождения великого художника новой выставкой его произведений – одна из традиций  музея.Этюды этой отсылают нас к  самым известным картинам Мусатова , хранящимся в Третьяковке,Русском музее, Киеве, Саратове,в частных собраниях.Предполагается, что один этюд написан Елены Александровой -  женой художника.Этюды замечательного пейзажиста  Василия Поленова – учителя нашего художника по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, тоже вошли в экспозицию.
 Фотоснимки, принадлежащие самому Мусатову, который был   к тому же  классным фотографом,приоткрывают секреты творчества художника, показывают его творческую кухню.  Ведь снимал он обычно свои же  живописные модели, примеряя на них наряды, сшитые по старинным фасонам,   прически, сделанные  на  старый манер.Представлен здесь  фотоаппарат Мусатова, купленный за границей.Мы видим уникальные снимки друзей художника – цвета творческой интеллигенции Саратова.Редкие снимки жены с едва родившейся дочкой… Выставка  как бы реконструирует наш город   столетней давности.
Церемония ее  открытия  превратилась в литературно-музыкального действо,  которое  прелестно разыграли актеры муниципального театра «Балаганчикъ», а  тонкий  звуковой фон ему создавали в соседнем зале  исполнители  из детской музыкальной школы №5.Спектакль был благотворительный.Композицию составила директор музея Элеонора Белонович. Текст  знакомит нас с жизнью поэта, его учебой  в Петербурге,Москве и Париже, основными вехами его творческого пути.
  Тяжелая детская травма, которая навсегда искалечила Виктора, остановив его  рост и сделав  горбатым, привела еще к одной страшной болезни.Теперь известно, что у него прогрессировал костный туберкулез. Мусатов не смог доучиться в академии, зато в Москве его учителем становится  великий Поленов.
 Больше всего мы узнали о саратовском периоде Мусатова после учебы  –  кратком времени его наибольшего творческого  взлета.И  как не принимал его  картины обыватель , и местный борзописец развязно издевался над  колоритом и стилем великого мастера. «Трудно определенно  сказать, чем, при каких обстоятельствах и зачем он это  написал», - читают   артистки в ролях провинциальных сплетниц эти обидные для молодого самолюбия  газетные строки.
 И как он приобрел лучших друзей -Музыканта и Поэта ( я-то думала, что Мусатов больше дружил с другими великими саратовцами-– Павлом Кузнецовым   Петровым-Водкиным, скульптором Матвеевым). Тут актеры легко перевоплотились в его друзей, образовавших своего рода «аглицкий клуб», где обысно  играли  музыкальную классику, обсуждали очередную картину, слушали новые стихи.
 Потом мы увидим их всех у нового большого произведения  Виктора Эльпидифоровича –картины «Водоем». Нежные голубые и светло-зеленые тона,над которыми так издевались неучи от живописи, создали удивительный колорит. Мягкая игра зелени на воде, лирично  плавные женские  фигуры, изумительно лазурное, словно промытое небо Мусатова, которое зритель видит  только в водном преломлении, придают ей элегическое настроение.. Это слово напрашивается само собой.
 Застывшая в немом восторге перед картиной группка самых близких людей – лучшая оценка непризнанному при жизни тихому саратовскому гению.Актеры во главе с художественным руководителем театра- несравненной Леночкой Смирновой  легко и непринужденно ввели в нас мир мусатовских муз.Авторский текст превосходно читала  сама Элеонора Николаевна.
  В тот день была еще экскурсия по залам музея ,и беспроигрышная лотерея  , а в финале, как  прекрасный сюрприз нам всем  -  «Поэзия серебряного века», литературно-музыкальная композиция  в исполнении творческой группы «Post scriptum».Ученики медико- биологического лицея и его выпускники, а также их учителя – частые гости музея. В их исполнении прозвучали стихи поэтов серебряного века и близких к ним авторов.Чтецов  сменяли певцы, гитара ка нельзя лучше подходила к  жестоким городским романсам и  любовным вокальным объяснениям прошлого века.Гумилев , Ахматова, Блок,  многие, многие еще…
 Стихи читались просто, доступно, без пафосной декламации, так раздражающей нас в школярской манере чтения. В этом, конечно, заслуга чудесного школьного словесника. Правда, чеканить ритм, подчеркивая мелодичность стихотворной строки,  юные исполнители пока   не научились , но это дело наживное.Зато вокал был здесь  всегда на высоте,  и  звучал  он поистине чарующе.

Так закончился   день рождения , если сравнения здесь уместны,  - нашего русского Боттичелли.По изяществу колорита и фона, по природной  грации моделей,  по  мелодичности композиционных линий  наш гений русского модерна созвучен этому тончайшему мастеру Ренессанса.
                                                                                                                                                         

                                                                                                                                      Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments