irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА.ВЕРНИСАЖ МОШНИКОВА в Доме Кузнецова





                                                    Я ЗНАЮ ЖЕНЩИНУ – МОЛЧАНЬЕ…
Кто не помнит продолжение этих чеканных строк Гумилева, посвященных самой большой любви его жизни – Анне Ахматовой?
Я вспомнила их на выставке Владимира Мошникова в Доме Павла Кузнецова.
  Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков…

   Но ее душа «была открыта жадно //Лишь медной музыке стиха». А душа этой женщины, своим невыносимо прекрасным лицом и  огромными глазами-звездами похожей на фантастическую  птицу Сирин, открыта лишь прозрачной музыке сфер...
Она, его Муза,  уже давно на всех женских портретах Мошникова.А в данной экспозиции – вообще на всех.Лик ее как бы  двоится, троится в дрожании света и трепетании цвета, то нарочито затемненного, то солнечно высветленного, но чаще глубокого, сильного и какого-то даже врубелевского. Блок писал о великом символисте начала 20 века: «Миры, которые были пронизаны золотым светом, теряют пурпурный оттенок; как сквозь прорванную плотину, вырывается сине-лиловый мировой сумрак…»
Как  подчеркивает искусствовед и большой друг художника  Владимира Мошникова  Валентина Бородина,   «лик» этой души, связанный с «женской стихией» (Вечной Женственностью, Софией, Мадонной), автор выставки  нашёл в реальной модели.Его Муза – его жена Наталья Зотова,женщина с нездешним лицом и бесшумной походкой видения.Ее портреты в центральном зале Дома образуют свой недвижный хоровод, в них есть движение незыблемости и  незыблемость движения. Кажется, что именно в них художник – ученик замечательного петербургского мастера Павла Басманова достиг того, о чем писал и – завещал Учитель: «Каждая форма значит не больше, чем она того стоит …Духовность – превыше всего». Павел Иванович  ушел из жизни  в день открытия выставки, и радость от встречи с ней была для  всех нас окрашена оттенком  грусти…
Всю глубину творчества большого художника Владимира Мошникова трудно постичь без дистанции времени. Поэтому пусть лучше скажет он сам – теоретик искусства, преподаватель университета, замечательный учитель художников, вырастивший немало талантов.
Из предисловия художника к выставке: «Я благодарен Дому Павла Кузнецова за возможность выставить здесь свои работы. Это позволяет мне активнее заниматься работой по осмыслению пройденного пути. Мне хочется «подмести» за собой, привести в порядок те материальные следы, которые оставляет каждый человек в этом мире, самому выбросить ненужное, «вымыть», почистить то, что можно оставить, за что будет не очень стыдно. А сделанного достаточно много. Работать хотелось и я спешил работать, несмотря на настоятельный совет своего учителя: «Делать меньше, но лучше». Теперь, спустя годы, думаю, что может быть и хорошо, что спешил. В результате что-то сгорело внутри, погасло ощущение своей избранности, превосходства над другими. Даже непричисление к разряду хороших художников сейчас не очень волнует меня. Впереди засветился Лик Христа. Я очень хочу, чтобы Он был, чтобы этим миром правил принцип Любви. «Есть Надежда, Надежда есть» - так хотелось назвать эту выставку. Искусствовед Валентина Бородина услышала это мое желание немного по- своему: «Свет есть». И это, мне кажется, точнее отражает мои желания». Владимир Мошников
                                                                                                                Подготовила материал Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments