irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. ВЫСТАВКА Владимира МОШНИКОВА в ДОМЕ ПАВЛА КУЗНЕЦОВА. Встреча с автором



                     ФОРМУЛА  СВЕТА ХУДОЖНИКА МОШНИКОВА
В Доме  Павла Кузнецова продолжается  большая выставка  Владимира Мошникова. В один из весенних дней мы собрались в зале кузнецовского  музея, чтобы послушать   выступление  нашего главы  «хвалынского движения».
Ибо кто расскажет о себе и своем творчестве лучше художника? Первую часть своего  рассказа Володя посвятил большому художнику российского  уровня Геннадию Губанову. Символизм не  особенно изучали в то время в художественных училищах.Пытливый юноша самостоятельно пытался понять, что  это за направление такое. И  он  встретил в  конце концов  Губанова, которого считает своим учителем в живописи. «Тот любил искусство глазами ребенка».Загадкой было  для петербургских искусствоведов, почему художник  северной столицы  все время ездит в маленький, заштатный Хвалынск. И если  б увидел нашу  большую выставку саратовской  живописной школы столичный эстет, он бы тоже счел  ее провинциальной.А Губанов умел хорошо  разглядеть в ней  явления классического символизма и постмодернизма.В Саратове сделали  то, что  не сделали  нигде:  создали синтез этих двух методов. по живописи.
Володя подробно рассказал  на своем примере, как врастал в структуру символизма. По его мнению, символизм  «без  Бога» ограничен, да и понимание красоты  тогда однобоко. Символизм  -  не  просто течение живописи , это мироощущение.
Он родился на Вологодчине, обе семьи - по  отцовской и материнской линии  - были репрессированы.Чувство страха жило и в их  семье.А мальчик рисовал, и где-то с 4 класса всем было   ясно, что это настоящий талант. За его волжские этюды Володю хвалила его учительница.Мама мальчика была творческим человеком –она  писала хорошие стихи.Но не могла поступить в литинститут- надо было ухаживать за больной матерью. Володя вспомнил, как подшутил над ними с мамой  однажды отец: послал  их в коровник … кино смотреть.
Ребенок  много рисует, пытается писать стихи. Пусть не слишком  умелые, но зато  ритмичные и образные: «В белых шапках вся деревня,//Вся белешенька земля», - написал  он  тоже в 4-м классе.К  концу школы  юноша уже не сомневался,что есть некто, кто  корректирует все события.Все говорили, что ему надо ехать поступать в  Ленинград.И вдруг  он заболевает с высокой температурой, на месяц выбывает из строя.Время было упущено.Пришлось поступать в Орловский педагогический институт на художественно-графический факультет.Теперь он считает: все к лучшему .Хорошо, что  не уехал в Петербург  учиться по академическим канонам, хорошо, что   не  попал  на этюды к известным художникам- реалистам.Он шел в живописи своим путем ( точнее,  мучительно искал его) , писал и  писал  натурные этюды   на очень красивом озере. И в нем произошел какой-то сдвиг, «трансформация сознания». Конечно, он хотел прославиться, как  и все молодые художники, но вдруг  он понял, что сам момент восхождения на «гору искусства»  не менее важен для него.
Володю рассказывает о своем друге  художнике Валерии Семочкине.Их пути разошлись  -Семочкин уехал и  стал крупнейшим художником языческого цикла. А Володя попал в музей Чюрлениса,  тот  очень  сильно воздействует  на юношу   своей цветописью.
Еще один   сложный период жизни  - когда он попадает в Саратов.  Несмотря на то, что уже сам преподавал на архитектурном отделении политеха,  хотел еще учиться живописи ( Владимир Александрович никогда  не считал свое образование достаточным).Опять ему страстно   тянуло рисовать. По  200-300 акварелей в месяц – такова   его «производительность» в то время.Начнется  дружба с Павлом Маскаевым (пройдет через всю жизнь Паши) и  Алексеем Кондрашовым. Со своим «системным» образованием  они многое дали Володе .Затем была поездка на Памир – по следам Рериха, который , конечно, очень повлиял на творческое формирование Мошникова.Так зарождался его символизм, который он понимает как ,«конструирование  на природе»,  «непростой способ работы».Пробует технику акварели  и  - вместе с Маскаевым -  добивается больших успехов в этой технике.Пишет пастельными мелками, масляными красками, приходит к темпере, которой писана вся великая  древнерусская иконопись.
Еще одно важное открытие  молодого Мошникова:  по-настоящему твоим станет только то, что ты сам прочувствовал. Когда  у  Петрова –Водкина пробудилось космическое сознание , он стал мыслить и писать «планетарно»,  и на свет явился так называемый «сферический» мир.Якобы  сначала он покрутился, упал , убедившись , что земля круглая. Но сколько участники хвалынских пленэров ни крутились, ни падали, космизм в них не просыпался.
Было какое-то прилипание к земле. И только потом  появилось  какое-то «внутреннее ощущение космичности всего, что нас окружает».Внешнее ощущение можно передать композиционно  - с помощью вертикалей, которые тянутся к центру Земли. У художника  возникло и внутреннее состояние соответствующее.Он  повернул к абстракции от натурных работ и изображения предметного мира.Глубинное чувство «внутреннего космоса» снова обратило Владимира Мошникова к поэзии.Стихи писали многие художники, и его учитель Басманов в том числе.
Как только человек  не приходит к Богу, он начинает дышать темнотой.Поэтому экспозицию одного зала кузнецовского дома автор так и назвал.«…Темно и холод.И помни, что где-то //Еще существует другая страна,//И мы ее дети», -написал  в те времена Володя.
Еще один переломный момент  его жизни – 1995 год.Ему  тогда близко творчество Врубеля – до такой степени, что он  даже физически чувствует: вот творец  Демона  стоит у окна и о чем-то молит Бога. Может быть, просит вырвать его из тьмы, куда погрузился его рассудок, а значит, и душа?Есть пространство, куда  не стоит погружаться…
Вот звучит музыка, возникают образы – отдельные пятна,вырисовываются глаза,все движется,все  формируется.У каждой картины есть свой звук. Художник показывает нам  произведение, где звук усталый, оно как бы в прошлом.Но  постепенно в его полотнах  нарастает  новый звук.
Линия, связанная с Сезанном,  идет в Саратове от Гущина, затем  - Солянова.Аржанов – это  линия Ван Гога, Чудин –Гогена (особенно -  поздний Чудин). «Звук серебряного века» отражен и в стихах, и в живописи Владимира. Какое-то время он жил  этим.Но есть нечто, что нам  не дано разгадать, вот чье  дыхание чудилось, грезилось  художнику давно. «Темного хаоса светлая  дочь» явилась и стала его музой с  отрешенным взглядом и вечной  женской жертвенностью.
И еще одна  ключевая фраза из уст художника-учителя, наставника: таинственный смысл повтора.На портретах  его одно и то же светлое, как бы  неземное лицо  со странными ,в пол-лица глазами. Они повторяются в разных ипостасях, рождая  свое движение, ритм, звук.В последнем зале после темноты появится свет. «Просто мы как бы от него отворачиваемся,а надо развернуться лицом к свету». Недаром  выставка называется: «Свет есть». Да будет свет!
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
Записала Ирина Крайнова

ФОТО НАТАЛЬИ ЗОТОВОЙ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments