irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ХУДОЖНИКИ САРАТОВА. ВЫСТАВКА к 70-летию Победы в СХ России, Саратовское отделение

     

                   
        ОНА ПРЯТАЛА  ОТ СЕБЯ ХЛЕБ…
В Саратовском отделении Союза художников России открылась замечательная выставка саратовских художников "Весна любви - весна Победы".
Уже нет в живых авторов некоторых работ- фронтовиков.Кончается их век на земле. Но живы дети войны. Их коротенькие рассказы - как тоненькие  ручейки коллективной памяти,  которые  впадают  в великую реку времени. Борис Медведкин – прекрасный художник  экспрессивного плана – показал на выставке большое эпическое полотно о войне и рассказал свою историю. Рожденный в Сталинграде ребенок, в эвакуации временно   жил в госпитале.   Раненые любили и баловали его.Однажды тот, которого звали «барабаном» (оставшийся без рук-без ног   солдат), попросил его взять винтовку и прицелиться…Мальчик мгновенно  все понял и с громким плачем выскочил  из палаты. Солдатик не хотел  больше жить-  повиснуть  пудовой гирей  на материнской шее.   Он еще не знал, что матерям    мы нужны любые…  
Борис пишет очень  хорошие стихи о войне, он прочел: « Отец, я старше стал тебя.//Войны прошедшие метели// Тому виной.Они меня // Тогда случайно  не задели .//Когда пришедшие с войны//Детей так бережно качали,//   Я наблюдал со стороны,//  Пока меня  не замечали .//И было  тяжело вдвойне //Мне уходить от этих взглядов.//Я все с тобою  на войне//Хотел себя поставить рядом…»
Чудная  наша Валентина Маркушина родилась перед самой войной в почти что пограничном Брянске, она столкнулась с ужасами внезапной бомбежки и   хаотического отступления раньше всех.Обычно веселая, легкая, певунья ,теперь  она  не могла говорить – голос прерывался сдерживаемыми рыданиями.  Маркушина    представила  на выставке картину, отвечающей второй части ее названия- «Весна любви».
Казалось бы, мы  уже  все  знаем о той  войне, нас ничем  не проймешь.Но когда все еще  прелестная      вдова Бориса Шагина я  - ленинградская блокадная девочка – рассказала свою историю, заплакали даже  зрители.   Она хорошо помнит свою  пайку хлеба –  норму на день . Малышка  делила   кусочек на три части, один съедала, два от самой себя прятала на шкаф.    Когда их с бабушкой вывезли из осажденного города, ей дали целый кусок хлеба. Но она  снова разделила его на части. «Это можно съесть  сразу», - сказали девочке.   И тут она первый раз  ( за всю войну!) расплакалась …
Светлый и сильный человек Наталья Чечнева тоже оказалась в  войну  далеко от родных стен. Но, почувствовав общее настроение, она поведал   не о войне, а о художниках-фронтовиках , которые стали их учителями в художественном училище.   Григорий Харьков,Петр Гришин,Борис Миловидов. ..Они  не только очень хорошо  учили, они  были  и веселыми, открытыми людьми. Они были победители. Заливистая  саратовская гармошка и пение  детского фольклорного ансамбля тоже   разрядили атмосферу - "май, весна, любовь - выше  нет карьеры"...
Весеннее половодье на картине Натальи Александровны, как  и майская свадьба на полотне ее дочери Лады Вальковой добавили  своих мягких   «пленэрных» красок в палитру выставки. Самый старший из ныне живущих участников вернисажа – базарно-карабулакский художник Владимир Иванов. «К дате» он написал триптих, где война- победа - память стали главными темами.  Большими  живописными формами мыслит   Людмила Махонькова.      Ее  работа-дань памяти   героям  -   тоже   решена в виде триптиха (три вертикальных полотна с напряженной эмоциональной окраской цвета и  выразительными обобщенными фигурами).                                                                                                                                                                                          Больше всего меня  поразила картина, решенная в охристо-песочных тонах.Бескрайнее поле налилось колосом,а убрать до конца не успели - солдат идет на войну.Две тонкие фигурки обнялись и замерли в вечном прощании. И цвет гимнастерки солдата рифмуется с родным полем,с беспокойным осенним небом. Разве он отдаст кому эту землю?Нет, он врастет в нее насмерть...Автор картины -Валентина Медведкина . Тоже дитя войны, она  оказалась с маленькой сестренкой в Польше, разлученная с родителями.И поляки,рискуя своими жизнями (страну оккупировали) спрятали двух советских девочек в костеле.Мы все выиграли эту войну!
Есть в экспозиции   произведение написанное, когда еще война  не окончилась.Это портрет -зарисовка Владимира Гришина
.Есть символичная картина еще очень молодого автора Параниной:  зима, обледенелый  бидон на детских саночках, закутанная кукла.Хозяйки ее  не видно.Она могла упасть от голода и сразу замерзнуть. Ленинград в кольце блокады. Есть  еще очень сильные работы современных авторов –  подчеркнуто деформированное   пространство Натальи Моисеевой, нарочито упрощенные фигуры на рисунках Юрия Юрасова и – цветы, цветы, цветы…Как будто все букеты мира принесли художники к подножью памятника Неизвестного солдата. Здесь и «салют» из цветов Геннадия Панферова,и нежная вязь милавинской кисти, и пастельные тона Елены Батраевой.
Выставка в Союзе художников получилась глубокая ,насыщенная. Буквально с каждой работой познакомила нас в экспресс-экскурсии  искусствовед Юлия Сергеева.А закончила она Ахматовой, как и начала.Кто лучше этой «салонной поэтессы» мог выразить  свое время? «Мы детям клянемся, //Клянемся могилам,//Что нас  покориться// Никто не заставит». Писано в июле 41 года в Ленинграде…кровью сердца.
                                                                                                                 
                                                                                                                                                                                                    Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments