irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

Category:

ТЕАТРЫ САРАТОВА. Театр драмы, музыки и поэзии "БАЛАГАЧИКЪ" - Слаповский, премьера с детьми

 

                                                ПОБЕЖДЕННЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ
Одно из лучших  театральных впечатлений я получила совсем недавно, на спектакле питомцев Елены Смирновой из Городского Дворца творчества юных.
Это было тем неожиданней, что артисты они еще совсем юные – от 15 до 17 лет- и  не слишком умелые, причем разного уровня  подготовки ( кто-то пришел в  театральную студию  «Детский остров» совсем недавно),  да и драматических способностей неодинаковых.
Но в них есть то, что подчас  не хватает маститым профи – абсолютная вера в предполагаемые обстоятельства,  большая искренность и свежесть чувств.Тем более, что играют  они ровесников , ребят  из своей, школьной среды.
Я была на авторской читке Слаповского в тюзе Киселева несколько лет назад.Это  происходило на лаборатории современной драматургии «Четвертая высота». Тогда пьеса показалась мне интересной,  цельной и  - очень жесткой.Как все современные психологические игры. Герой затевает игру,  похожую на те, что  показывают по ТВ.
Сейчас,в исполнении школьников, пьеса считывается куда лучше.И кажется тоньше, глубже.К тому же режиссер Смирнова удачно вплела  в музыкальную ткань спектакля тревожные, будоражащие песни Виктора Цоя,
за столько лет не потерявшие своего эмоционального накала .И  динамично решила пластику героев: они в постоянном  движении. По маленькому залу «Балаганчика» то и дело перемещаются беспокойные фигурки. Что  тоже в кон:  их нетерпеливый  возраст к тому толкает .
Главный герой Артем не блещет  ответами на уроках, и  девушка, которая ему нравится, обращает на него внимания не больше, чем  на остальных, а отношения с родителями и учителями  вообще зашли в тупик. Как  же тут выделиться ( а выделиться молодому человеку нужно непременно!)? И он придумывает  игру «на само
го плохого».  Стать плохим надо всерьез: замучить кошку, избить беззащитного ...Одноклассники  собираются в подвале – обычном месте тусовок.Те, кто оказались не самыми плохими, из игры исключаются,им объявлен бойкот.
Причем голосование  ведется так хитро,что из подвала выгоняют уже  «хороших плохих», а «плохих плохих» оставляют.Герой не стратег, он не умеет просчитать все наперед.За него это делает умный ,холодный  отличник Орлов. Тот  так все поворачивает, что проигрывает   уже сам автор игры. Выиграл формально  - проиграл ему,Орлову в  психологическом поединке.  И  получает бойкот по полной программе – от  всего класса.
Для меня  открытием  стал исполнитель  роли Артема Крапивина в спектакле. Василий Ардалин уже студент Саратовского колледжа искусств.Талантлив, обаятелен, органичен.
Бунт подростков  может принять  самые неожиданные  формы.Они хотят быть не как все. Пусть  и плохими. Тем более,  когда взрослые представлены таким «экземпляром»,как историчка - абсолютный ноль и как предметник, и как воспитатель( мы только слышим ее невыносимо громкий, противный голос , назойливо повторяющий все тот же параграф про Наполеона и войну с Россией).
Накрутив себя на пустом месте,Артем  ведет дело к ссоре с милиционером. До колонии  теперь  всего один шаг. Драматург, наглядно показав, как можно  искалечить  себе жизнь,  в последний момент посылает герою  спасение  в виде девушки его мечты.Да  и остальные  оказались, в сущности , неплохими ребятами . Они  мирно танцуют парами.«Happy end», увы,  нечасто венчает  такие истории в жизни…

Спектакль сильно подействовал   на автора  пьесы «Победитель» – известного московского( а когда-то саратовского) драматурга Алексея Слаповского.Он приехал на просмотр в Саратов.Алексей признался , что видит пьесу на сцене впервые.До сих пор ее не ставили, что мне , например,непонятно  (можно  поставить не со взрослыми актерами, а с дипломниками – они  еще достаточно молоды). Слаповский оценил работу студийцев,как очень удачную - ему самому  текст «заново»  понравился. «Очень умная режиссура, пластически точный рисунок,хорошая работа  с актерами».К тому же Алексей смотрел  сразу два спектакля.Другая исполнительница роли Миловановой сидела рядом  с ним и проигрывала весь спектакль от начала до конца.Ему  даже захотелось увидеть второй состав – настолько выразительно  ребята играли.И еще  один важный вывод автора: нет   никакой фатальной пропасти между поколениями.Разговор о внутренней свободе,о праве выбора актуален для всех. Но как  же это заманчиво для лидера – вытащить из массы что-то отрицательное, как сразу  всем хочется что-то крикнуть…
Руководитель студии Елена Смирнова вспоминала: ей повезло , она впервые услышала пьесу на лаборатории в  чтении самого автора, даже с какими-то  картонными фигурками.Пьеса понравилась сразу.Это очень хороший материал для подростков.Играть сказки им уже «и грустно, и скучно». Не слишком правильно,  и когда они играют  взрослых пап и мам.А тут взрослый мир представлен только голосами.Режиссер поставила пьесу несколько лет назад, но  сыграли  всего два раза – ребята заканчивали школу. Тут  подросло новое поколение студийцев - в сентябре  собрали спектакль снова. Сначала не хватало мальчиков.Но услышав  об интересном материале, мальчики сами  стали приходить и приводить друзей. Теперь уже два состава играет пьесу.Два Крапивиных, три Миловановых . И  Цой  как фон появился неслучайно. Бывший исполнитель роли Крапивина Володя помешан на группе «Кино», влюбил он и Елену Смирнову в их репертуар.Картинки в стиле граффити рисовал актер театра Михаил Юдин.
Вообще-то спектакль идет на большой сцене Дворца творчества юных ,с  огромным экраном , на котором  возникает подвал.Но сейчас сыграли его в «Балаганчике», максимально приблизив к натуре  (театр расположен в крошечном подвальчике жилого дома)Получилось даже убедительней…И мне  тоже захотелось увидеть второй состав!
                                                                          Ирина Крайнова, фото Василия Степанова предоставлены театром

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments