irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2015, Дневник фестиваля.ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

             
                                                                                            МИРА!..

XXVIII Собиновский международный музыкальный фестиваль, посвященный 70-летию Великой Победы,открылся мошно и торжественно.
На сцене тетра оперы и балета - два оркестра , включая симфонический оркестр театра и оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд» , при исполнении оратории – еще и два хора – оперного театра и Губернского театра хоровой музыки Людмилы Лицовой, солисты театра.В репертуаре вечера – как давно заведено у художественного руководителя фестиваля и дирижера открытия Юрия Кочнева - раритеты, исполняемые крайне редко. Из пяти исполненных произведений : Шнитке (Ритуал. Памяти погибших во второй мировой войне) в Саратове не звучал вообще ,  в России   изредка– ноты театр  доставал в семейном архиве композитора; Прокофьев ( Баллада о мальчике, оставшимся неизвестным)  в  нашем городе никогда не исполнялся; Бетховен и Лист –  их партитуру заказывали в Америке. «Битву гуннов» Листа прислали  бандеролью из библиотеки Нью-Йорка. (Замдиректора  театра Николай Шиянов рассказывал, что  ноты были  желтого цвета,  формат удобный - между А3 и А).
После поздравления с началом фестиваля  директора театра Рената Мухамедьярова и губернатора области Валерия Радаева  призывно вступили трубы,забили барабаны и зазвучала «Победа Веллингтона в битве при Виттории» Бетховена. Это типичное произведение появившейся в начале 19 века батальной музыки , воспевающее парадную сторону войны.Как пишут современники, «при дальнейших исполнениях «Битвы» (в Большом зале редута) удалось устроить так, что группы «английских и французских войск» появлялись из двух противоположных коридоров, создавая иллюзию битвы». Пушечные выстрелы имитировал большой барабан, ружейные - специальные устройства . В музыке боя слышались и национальные гимны воюющих стран . Однако музыковеды считают, что «композитор написал это произведение большими линиями, подобно стенным фрескам в живописи. Качество музыки свидетельствует о том, что «Битва» — это как бы первоначальный остов большого симфонического сочинения: намечены лишь общие контуры, музыка ограничивается лишь общими местами».
  Вслед за красивыми маршами «цивилизованных воинов» последовала «Битва гуннов» Листа. Здесь  уже идет  сражение варваров с римскими воинами- носителями христианской культуры. И оттого нравы  грубее, картины боя  натуралистичней, зато   музыка- проникновенней.«Ритуал. Памяти погибших во Второй мировой войне» Шнитке исполнялся без аплодисментов – по просьбе композитора. Немелодичная,тревожащая душу звуковая палитра.Затихающий, еле-еле слышный колокольный звон  в финале. Не спрашивай меня, по ком звонит колокол…
«Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» Сергея Прокофьева сначала   была донесена до зрителя в вербальной форме – стихотворение Антокольского в исполнении артиста академдрамы Андрея Седова. Здесь тот случай, когда музыка великого Прокофьева удвоила и утроила эффект  восприятия.Могуче прозвучали хоры, рассказывая легенду о маленьком герое, бросившим гранату в штабную машину СС  и  вырастающим в народного мстителя, наравне со взрослыми  партизанами.Народным плачем  по  ребенку, потерявшему семью, возносится над сценой  сильное меццо Марины Демидовой. В кантате для сопрано, тенора и хора с оркестром композитор"видел перед собой образы сломанного детства, жестокого врага, непреклонного мужества и близкой светлой победы"   .
И наконец, возник «Славянский марш» Чайковского, ставшим мажорным  акцентом в этом царстве огня, битвы и страдания.
В 1876 году Чайковскому  заказали  марш   для Общества Красного креста - в пользу раненых в русско-турецкой войне. Освобождение славянских народов  от османского владычества  композитором горячо приветствовалось.Он  называет  свой марш "Сербо-русским ".  В дальнейшим его переименуют  в "Славянский". Чайковский использует  здесь сербские напевы  и тему национального гимна "Боже, царя храни".Первое исполнение марша состоялось в Москве под управлением Николая Рубинштейна.  Композитор писал сестре: "Мой Сербо-русский марш... произвел целую бурю патриотического восторга".Есть у него и марш "Добровольный флот", тоже посвященный событиям русско-турецкой войны.
Так закончился первый, непростой  день фестиваля, начавшийся бравыми маршами, и через битвы,скорбь по  павшим  в войнах приведший к  светлому  победному финалу. Музыка войны, если ее пишут великие, всегда зовет нас  к миру.
                                                                                                                                             
Ирина Крайнова
фото с сайтов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments