irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2015, Дневник фестиваля.ДЕНЬ ВТОРОЙ

                                   
                                           
                                   СКОКИ-СКОКИ…

Скок скоку рознь.На Собиновском они были крепкие,стальные, хотя эпоха индустриализации осталась в туманной дали.
Скоки- это «редкий способ передвижения прыжками».В диалектах так обозначается пляска. По просьбе Дягилева для его «сезонов» Прокофьев в 1925 году  создает балет  «Стальной скок».В это время он жил еще в Париже и совместно с Георгием Якуловым  написал либретто, «показывая основные символы новой советской жизни». Получасовая сюита состояла из двух картин в одиннадцати номерах: вокзал и завод.  Оркестровка была очень яркой : две флейты, два гобоя, флейта пикколо, английский рожок, два кларнета, два фагота, контрафагот, четыре тромбона, туба, литавры, перкуссия, клавесин. Хотя современники  писали о «жестких диссонирующих гармониях и отказе от эмоциональности» этого произведения.
У нас- впервые в России! -  «Стальной скок» поставил Кирилл Симонов, балетмейстер-экспериментатор, лауреат «Золотой маски»,  режиссировавший  в Саратове уже три балета( «Дон Кихот», «Сон в летнюю ночь» и «Раймонда»).Действие перенесено в наши дни. Вместо завода со скрежещущими машинами на сцене–  средней руки офис с одинаково серыми фигурами сотрудников и сотрудниц, их монотонным движением и существованием. Ровные ряды скучных  ламп в металлических абажурах и  слепящим светом, повторяющиеся поддержки и «скоки».
Здесь есть конфликт между двумя женщинами, их борьба за мужчину. Одна – видимо, успешная бизнес-леди.Другую характеризует ее старообразное платье с оборками.Мужчина выбирает успешную - та, что с оборками,обессиленно падает в финале.То,что она кинулась под машину  (которая угрожающе нависала над головой танцующих), как мне потом  растолковали знающие люди, никак не прояснено и логически не подведено музыкальным строем произведения.Драматизм в нем отсутствует.У Прокофьева в либретто, после бурной сцены у вокзала, где заняты мешочники, торговки, воры и комиссары ( одного даже обчистили) следует сцена торжества техники и  танец  с молотами, причем тяжелое орудие пролетариата таскали по сцене как  Он , так и Она.Затем  влюбленные рабочий и работница   подпрыгивают так, что умудряются нажимать педали работающих станков! И это конец балета.
Симонов поставил интересно,остро, неоклассицизм здесь удачно совмещает балет «на пальцах» с резкими движениями модерна. Партнерши современны и раскованны, зазывно сексуальны, плотская любовь передана  средствами хореографии выразительно.Как и усредненная однообразность «массы масс».Но если б  постановщик  корректно «процитировал»  парижскую постановку , вместо искусственного перенесения действия,  «бессюжетный сюжет» только бы  выиграл. Солисты же  со своими задачами справились хорошо (Юлия Танюхина, Алексей Михеев, Наталья Колосова). Главному солисту досталась самая большая нагрузка,  ему даже  ногу  свело после выступления.А если б он еще  прыжком нажимал педали машин,как прописано в оригинале!..
Кстати, отсутствие либретто в программке спектакля породило  долгие споры среди театральных и музыкальных критиков (они кипели в антракте). Кто-то увидел здесь советский концлагерь…фашистское гетто, у кого-то героиня ассоциировалась с бедной уборщицей,отравленной соперницей. Что ж,эксперимент всегда вызывает споры. Тем и  любопытен…
Во втором отделении  нам показали искрометную «Кармен-сюиту» , написанную Щедриным на музыку Бизе для своей любимой Майи. Сложно  смотреть балет, когда видел в нем гениальную танцовщицу,у которой даже для сидения на стуле были придуманы десятки необычных поз.Но Александра Тимофеева и Михаил Мартынюк , звезды «Кремлевского балета» ,пара первоклассная и технически  превосходная. Вместе с нашими солистами Александром  Седовым ( Тореодор)  и Алексеем Родионовым   (Цунига)они показали красочное, эмоциональное зрелище. Единственно,  не хватало мне  все-таки  в Кармен  огня и  вызова.
Вечер балета получился контрастным,чрезвычайно увлекательным, запоминающимся.
                                                                                                                                                                Ирина Крайнова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments