irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2015, Дневник фестиваля.ДЕНЬ ТРЕТИЙ

МУЗЫКА  НАЧИЩЕННОЙ МЕДИ

Она, конечно, же, самая звонкая,звучная,  самая действенная.Это музыка площадей и народных сборищ –  не обязательно гуляний.
«Во дни побед и бед народных» она звучит  громко, на всю страну.Нам повезло,у нас есть оркестр духовых инструментов, созданный знаменитым  Анатолием Селяниным (Саратовская филармония), один из лучших в стране.Да что в стране – «Волга-Бэнд» открывал конференцию Международной гильдии трубачей в Гётеборге, представлял Россию  на Европейском фестивале филармонических духовых инструментов  на Корфу ,признан  там лучшим…
На Собиновском  фестивале «Волга-Бэнд» начал свой концерт «Золотые трубы Победы» симфонической поэмой «Помните!» Бориса Пиговата, выпускника Гнесинки,  давно уже композитора и педагога в израильском университете. Дирижер - Аркадий Шур. «Lest we forget» дословно переводится : «Не стоит забывать». Произведение впервые исполняли в России.Про музыку Пиговата говорят, что она сложная, но  не до вычурности, простая, но не  до примитива.Тема войны для композитора   всегда больная -под Киевом ,в Бабьем яре, погибли его родители и родные.
Начинается поэма с темы нашествия, если в великой симфонии Шостаковича она подана как страшное и завораживающее шествие  вражеской армады ( становится  понятно его чарующее действие и  на умные головы!), то здесь   фашизм дан без всяких  масок: он приближается с роковой неотвратимостью, и ты уже чувствуешь себя в гуще боя,в эпицентре бомбового удара, кажется, что глаза слепят огни разрывов,и  барабанные перепонки сейчас лопнут от воя воздушной сирены.Это уже не музыка – плач,высокое рыдание  по человеческому безумию по имени война.И когда ты совершенно вжат в кресло,  и больше не выдержишь ни минуты… приходит  избавление ,тишина…Через года , через века, помните!
 А потом были песни военных лет, их было много: пять молодых солистов оперного театра и филармонии- лауреатов Международных конкурсов    -  с георгиевскими ленточками на груди сменяли один другого  перед дирижерским пультом.За ним – ученик Селянина, талантливый дирижер и аранжировщик Денис Марьев.У кого-то лучше всего шли  зарисовки памяти  и «фронтовые» песни– как  у тенора Александра Баева и баритона Александра Корнеева. Тот трогательно спел «Журавлей» на слова Гамзатова.Задор и живость  Ольги Алакиной хорошо легли  на  эмоциональную «Катюшу» и прочую женскую тему войны.Сильный голос Ирины Левиной как нельзя  больше подходил для героических  баллад.
 Второе отделение началось «Траурно-триумфальной прелюдией» Дмитрия Шостаковича. Она отличалась большой  краткостью, мелодичностью и вовсе  не била наповал натуралистическими подробностями. Замечательный композитор написал его по просьбе защитников Сталинграда, впервые исполнялась на открытии  грандиозного мемориала  Мамаева кургана.
И еще были песни и стихи о войне, те, что из самых лучших. Как Твардовский:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Немного не дотянуло чтение до мощи вокала. Вместо  голоса «камерной»,лиричной ведущей здесь просится  «медь » сильного драматического актера , обладающего  огромной харизмой.
 Но вот на сцену вышел Вадим Мокин с его  благородной манерой исполнения и выразительным баритоном  -  зал встал при первых же звуках  величественной песни Пахмутовой «Поклонимся великим те годам». Стоя слушал народ в  оперном театре  и «День Победы».Но я рада, что закончил  выступление наш выдающийся ансамбль не этой,  несколько выспренной песней,а великим и вечным «Прощанием славянки» Василия Агапкина - национальным символом страны . Как же прекрасна музыка меди, как она  окрыляет – во дни побед и в часы  испытаний народных…
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Ирина Крайнова


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments