irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - 2015, Дневник фестиваля.ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ




                                  КАК ПО ШИРОКОЙ ПО ВОЛХОВЕ РЕКЕ…
За свою жизнь Римский –Корсаков написал множество опер на сказочные сюжеты.Его называли  «великим  музыкальным сказочником».
Особняком в этом ряду стоит «Садко» - эпическое произведение, где действие происходит «в полуисторические – полусказочные времена», и оживает сказ о новгородском гусляре Садко и царевне подводного мира Волхове.Оперу называют «глубоко национальным и самобытным произведением».Там даже либретто написано ( самим композитором и В. Бельским, который станет его  постоянным либреттистом) по мотивам русских былин. И язык оригинала доставляет истинное наслаждение  музыкой русской речи: «Спокойная ширь моря-окиана. Сокол-корабль Садко, гостя богатого, входит. Вечер вечеряется, красно солнышко закатывается. На корабле Садко со дружиною; он сидит на беседе дорог рыбий зуб, крытый рытым бархатом». Или вот  песня команды Садко в финале: «А и вверх по широкой реке бегут побегут тридцать кораблей, тридцать кораблей и един корабль. А и все корабли-то что соколы летят, а Сокол-то корабль легкой птицею, легкой птицею, белым кречетом».
Надо отдать должное саратовской опере – они бережно доносят до нас текст, даже  дублируют его световым табло над сценой. На Собиновском фестивале мы увидели нашумевшую постановку Вадима Милкина – известного столичного режиссера, сына великого Товстоногова.Но сначала о музыкальном впечатлении. Дирижировал в этот вечер замечательный Юрий Симонов, народный артист СССР,15 лет прослуживший главным  дирижером Большого театра (маэстро наш земляк).И я получила дополнительное удовольствие от мягкой, интеллигентной, какой-то даже невесомой его  манеры вести оркестр.Дирижер посылал  музыкантам еле видимые пасы,а порой – и воздушные поцелуи.    Изумительная музыка, контрастная, где причудливо сплелись близкие к народным  песнопения хоров и причудливые мелодии главных партий,великолепные голоса солистов(  хорош дуэт солиста Большого театра Анатолия Зайченко и нашей Татьяной Соболевой с ее сильным, звучным сопрано). Впечатлили ее небольшие музыкальные высказывания с высоты ложи 2-го яруса.Дивный тенор московского гостя   пленительным серебристым оттенком сверкал в каждом акте этой немаленькой оперы, целил усталую душу.
И, конечно, огромное удовольствие доставляет четвертая картина- центральная в композиции оперы. Хоры толпы, калики перехожие, скоморошьи припевки ,пророчества волхвов, сильный голос Нежаты (Светлана Курышева) … Но вот звучит лирическое   пение Индийского гостя ,суровая,  чарующая песня Варяжского гостя (лауреат Международных конкурсов Игорь Лазарев) , широкая, покоряющая своей мелодикой Веденецкого (Венеция) гостя . А это наш московский гость Евгений Поликанин из Музыкального театра Станиславского. Тут и Садко запевает раздольно русскую народную «Высота ль, высота поднебесная»,  поддержанную дружиной.На сцене -просто праздник музыки и вокала….     Художник-постановщик  нашей версии Юрий Хариков -лауреат  премии  «Золотая маска», художник по костюмам  -  тоже столичный ,модельер Анастасия Нефедова. И посему артисты здесь  облачены в громадные валенки и ушанки ,у хористов  длинные «боярские» рукава.Но костюмы  стильные , с узорами,и напоминают так модную сейчас технику фелтинга.Что ушанки да валенки,  гигантские  белые мишки бродят по снежным улицам древнего Новгорода,   подсаживаются к героям, заваливаются спать..«Действие оперы относится к такой рани человеческой… И то, что творилось в Новгородской республике, никто толком не знает. Кто-то  думает, что белые мишки  до сих пор  гуляют по Красной площади. И мы решили, что не надо никого разочаровывать -сделали спектакль в жанре сегодняшней фантазии на ту тему», -   так объяснял «странности» постановки режиссер.
старчище могуч-богатырь во образе калики перехожего», как обозначено у композитора ,превращен Старца, поначалу замерзающего с отмороженными руками и красным носом ( изображение  на заднике).Но  Любава (Марина Демидова), верующая уже в единого бога, молится 12 лет за сгинувшего в чужих краях мужа.  И неожиданно является в подводном царство грозный  Старец , и спасает и Садко, и  его тонущие корабли спасает .  А в последнем действие появляется на заднике образ Чудотворца   с   сияющим нимбом.
В этом есть  некая натяжка - древний миф «христианизирован»  сначала в одном варианте,а потом т постановщиками. Смешным диссонансом содержанию оперы воспринимается  оформление : поется о цветочках и травке-  хор катает снежки,  то и дело идет снег. Зима на дворе, а Садко идет к Ильмень –озеру ( незамерзшему  в древних  веках , когда зимы были настоящие, русские),рыбку ловит, на кораблях бороздит сине море, опускается на дно.Режиссерское решение в купе с художественным , конечно,цельное ,со своей внутренней логикой. Но весь образный строй  сказки –былины Римского-Корсакова ему сопротивляется.Так и   не увидим мы вольные, поднявшие  паруса садковские струги на синем просторе. А ведь для  финала оперы они ключевые – гусляр подарил городу новую полноводную реку и открыл «окно в мир».Даже великий Коровин, уж  на что экспериментатор был и модерниси ( а он первый ставил как художник «Садко» в Частной опере Мамонтова), море и струги оставил. Но - 70 лет не шел этот спектакль  на нашей сцене,  появилась грандиозная постановка,с участием всего театра.
Слушала наш  могучий бас (Виктор Григорьев) еще  в партии заморского гостя.Теперь он прекрасно поет Царя морского.Но  куда уплыли из водной оперы корабли,кои  «что  соколы летят» над равниной окияна? Нет мне ответа.
                                                                                                                                         
                                                              Ирина Крайнова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments