irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - ДЕНЬ шестой

  СТОИЛО ЛИ БРАТЬ ТРОЮ?


А  и правда.Стоило ли столько лет терпеть лишения, рисковать своей жизнью под стенами осажденной Трои, побеждать возвращаться с почетом домой, чтобы собственная жена зарезала тебя в первую же ночь?
«Орестея» (Орестейя) - трилогия трагедий великого Эсхила, единственная дошедшая до нас: «Агаменмон», «Хоэфоры»Евмениды».Исполнена на фестивале в честь Диониса в Афинах в 458 году до н. э. и получила первую премию.На Собиновском фестивале мы снова  увидели российскую премьеру  забытой  эпической оперы Сергея Танеева «Орестея».Директор Московской консерватории,ученик  Чайковского написал выдающееся музыкальное  произведение по  трагической трилогии Эсхила. Последний раз российскую сцену оно видело… в 1915 году. Музыкальный режиссер Вадим Милков ( поставил у нас «Садко») четыре года назад осуществил «Орестею» на саратовской сцене. Художник-постановщик- Иван Совлачков. Поскольку идет эта грандиозная работа у нас очень редко, напомню еще раз, о чем  эта опера и как она оформлена.
Преступная жена, изменившая мужу-герою и злодейски его заколовшая, испытывает не  муки совести, а лишь  страх. Настроенный богами на  беспощадное мщение сын, дрогнувший  в последний момент перед женщиной, носившей его под сердцем (Павел Корчагин)… Могучий и  беспомощный перед коварством жены  Агамемнон ( Владимир  Верин), слабый и   уже обреченный Эгист (Роман Гранич),
Греция здесь не прекрасная, беломраморная, как  в нашей мифологизированной памяти, а посеревшая от времени, с обвалившейся известкой и   прочными веревками-путами.Родовая месть, древний закон прочнее кандальных оков опутывают проклятый    род Атридов, все  гибнут один за другим с неотвратимостью  рока и  хода античных сюжетов.Явление любимейшей  дочери Зевса Афины на золотой колеснице лучезарно и спасительно – Орест спасен от злых эринний!
Греки  изображали  демонов ада в виде старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями..Или в  виде змей и собак.Художник совмещает два вида: вокруг юноши вьются  фигуры,  с волосами - змеями,   клубок  огромных извивающихся змей опускается в конце каждого акта на сцену. И все же это Эллада – с красивыми, выразительными жестами актеров, с  безукоризненной геометрией построения хора и войска, с идеально ровными складками белых и черных одежд.Опера с недраматическими актерами поставлена драматически и пластически . Носителем сомнений выступает хор, в античной драме  он комментирует ход вещей.
Вадима Милков, режиссер спектакля: Весь хор  театра у нас на сцене.Пришлось, сделать конечно, купюры, иначе опера заканчивалась бы  послезавтра.Танеев именно из-за сокращений не поладил в свое время с постановщиком Направником. Четырехчасовая опера не проваливалась, но шла раз,два,  а потом быстро забывалась. Мы хорошо сработались  с художником (ставил с ним «Кармен», «Отелло», «Москва-Черемушки», «Баттерфляй»). Это ученик Эдуарда Кочергина, фигуры номер один в художественно-театральном  мире.В «Орестее» есть стилизованно-узнаваемая Древняя Греция, актеры   ходят на котурнах.Важно, что древние подняли такие  проблемы,  и  ничего же не изменилось с тех пор:тема   кровопролития, которое невозможно остановить, тема справедливого суда, которого «нет и ныне».
В спектакле приняли участие две ведущие солистки из Москвы  - Ксения Вязникова и Елена Аюшеева, мистически прекрасная Кассандра .Это были сильные не только вокально (великолепные сопрано и меццо), но и драматически партии.Вязникова в роли Клитемнестры проходит все градации чувств: притворную радость по поводу возвращения мужа, ненависть к нему,  страсть к Эгисту, ужас, объявший ее  ночью, когда к ней является убиенный,готовность сражаться с собственным сыном и – полное  моральное поражение , мольба о пощаде.
 Это очень глубокое постижение трагедии. В развитии показывает образ Ореста и Корчагин. Горечь возращения на родину,  жгучая ненависть к убийце-матери, этические колебания в последний момент. Орест почти  сломлен в финале, измучен злыми эринниями. Только неожиданное  заступничество  прекрасной дочери Зевса возрождает его к жизни. Хорошо в ансамбле показали себя и наши вокалисты: Страж - Виктор Куценко, Электра – Марина Сальникова,Аполлон – Михаил Журков.
                                                                                                                                                                                             Ирина Крайнова , фото с сайта






                                                                                  
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments