irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ТЕАТРЫ САРАТОВА. ТЮЗ КИСЕЛЕВА Премьера по МАРКУ ТВЕНУ

         

                         


                                 ПРИНЦ   И ЕГО  ВЕСЕЛЫЕ НИЩИЕ
В тюзе Киселева - премьера спектакля «Принц и нищий» по роману Марка Твена.
Поставили москвичи: заслуженная артистка России Елена Оленина и художник Марина Алимова. Они уже знакомы нам  по интересному сопоставлению Чехова - Куприна в спектакле «Я — Актриса?!.» на Малой сцене. Знаменитый роман Твена был поставлен  в тюзе режиссером Вадимом Давыдовым 65 лет назад.  И вот сценическую версию   этого увлекательного, полного приключений произведения  написала завлит театра Анастасия Колесникова.
Конечно, невозможно вместить в два с небольшим часа  сценического времени все  перипетии  романа , показать все  передряги,в которые попадают двойник принца Эдварда Том Кенти –нищий обитатель лондонского Двора отбросов,  волею случая оказавшийся во дворце, и бедный принц, поменявшийся местами  с маленьким  оборванцем.По книге его неотвратимо,  бесконечно настигает и избивает  страшный  «папаша», не раз   предстанет  он и перед судьей.  В спектакле «мучений» у принца куда меньше,исчезнут  из сюжета  и злая бабка Тома, и безумный старик,  вознамерившийся зарезать «его высочество»,  и многие другие. Эпизодические лица обозначены пунктирно,зачастую актеры играют несколько ролей сразу.И так в спектакле (со вторым составом)   заняты  29  артистов.Новое сказочно-историческое полотно получилось объемное.
Мы как будто заглядываем в трубку детского калейдоскопа,крутим ее,и возникают картинки прошлого, чуть  туманные за давностью лет.Не случайно «дворцовая» часть  сцены закрыта вначале легкой кисеей. Фигурки придворных, такие маленькие на Большой сцене, застыли в  неожиданных позах, как в царстве Спящей красавицы.Крутится сцена, персонажи постепенно просыпаются и начинают навязывать  мнимому принцу вековой английский этикет .У Твена  все эти  описания полны  искрящегося юмора. Жаль, например, выпавшей  сцены с одеванием Тома, когда его уже объявили королем:
«Первый лорд опочивальни получил чулки  и уже готовился облечь ими ноги Тома, как вдруг лицо его покрылось   багровыми пятнами, и он сунул чулки обратно в руки архиепископа Кентерберийского, пробормотав с изумлением:
- Смотрите, милорд!
Адмирал передал чулки наследственному подвязывателю королевской салфетки, причем у него едва хватило силы  пролепетать:
- Смотрите, милорд!» - и так далее. Они долго передавали чулки друг другу, пока не последовал приговор: «В Тауэр главного хранителя королевских чулок!» Преступная халатность! - от подвязки отскочил… жестяной наконечник.
Сцены во дворце   сейчас смотрятся несколько бледнее уличных.  То ли от нарочитой пластики придворных жестов  (дамы   то и дело  впадают в полуобморочное состояние, кавалеры –в негодование , принимая разные  позы) – она хороша раза два, но не более того.Или оттого, что актриса, играющая истинного принца, психологически  точнее исполнительницы роли Тома.
Неотесанного уличного мальчишку  исполнительница( Кристина Топчева)   показывает отлично. Сложнее обстоит дело  с  «преображением» Тома, при дворце  освоившемся. Мне вообще  кажется,что у Александры Карельских с ее очами –звездами  куда больше сходства с  нездешней, инакой Анастасией Бескровной( играет Эдварда).
Настя действительно  показала принца в изгнании, сохранившего все  свои аристократические замашки.Он   сильно напоминал благородного Дон Кихота в окружении невежественной смеющейся толпы.
Этому принцу вообще-то   живется легче, чем в романе. Стайка    оборванных детей,а потом разбойников    напоминает тут лихую городскую вольницу , как «веселые нищие»  у Бернса: «Мы будем корки грызть вдвоем,//
А спать на травке над ручьем,// И на досуге мы споем: //«Плевать на остальное!» Если во дворце танцуют  чинно-благочинно , как заведенные куклы, то  пляски толпы неистово-грубоваты. От них  веет «дикой свежестью и силой».
Автором инсценировки  сестры-близняшки Тома прописаны по-разному: добрая сочувственная Бэтси (Ольга Лисенко) - жуликоватая властная Нэнси ( Ирина Протасова).. В Нэнси будто проглядывают черты злой бабки (у Твена это просто «две девочки – замарашки, привыкшие к жестокому обращению»).Жертвенна и кротка Мать Ольги Кутиной, милосердна к измученному скитальцу Крестьянка Марины Полозовой.Запоминается образ «Ведьмы» Тамары Цихан. От костра инквизиции ее спасает только умное судебное разбирательство Тома.
Среди дворцовой элиты  выделяется  граф Гертфорд Алексея Варенова.Дядя принца, обладая безупречными манерами,  очень страдает от странных выходок «наследника».Но  ни разу не  нарушит ровную  интонацию   своего богатого модуляциями голоса, не выйдет из себя.Он  отлично знает, что пока правит его племянник,  привилегии рода  незыблемы.
Превосходный образ создал Алексей Кривега в роли   порочного брата Майлса Гендона. Гью не записной злодей, а честолюбивым молодой человек, всеми способами стремящимся завладеть  фамильным замком.Романтичен и обаятелен Артем Яксанов в роли  странствующего рыцаря Майлса. (роль на контрасте -великолепно сыграл Лиса в недавней постановке Гороховской).
Колоритные наряды художницы Алимовой проводят  четкий водораздел между простонародными холстинками черни  и золочеными шелками знати.Да и весь  мир  «за кисеей», такой выстроенный, ранжированный, с аккуратными старинными домиками, полярен свободно разгуливающим  по сцене, подиуму и залу веселым твеновским нищим.
Известный либерал,   гражданин самой демократичной страны 19 века, Твен  утверждал идею равных способностей короля и последнего подданного его королевства.Том правит ничем  не хуже отпрыска королевского рода,и даже кое-чему его научит. Так воплотилась очередная красивая  утопия – «мечта о добром царе».Реальный Эдвард умер очень рано – 17-ти лет от роду ,   успев   лишь слегка смягчить некоторые  законы грозного отца.  А после него правила  уже  его  сестра Мария, прозванная в народе Кровавой, - прозвища зря  не даются.  И родилась  сказка о справедливом, умершем в юном возрасте  монархе…
Думаю, что   наш приключенческий, озорной  спектакль обаяние вечной утопии сумел сохранить.И вызвал  новый интерес  юных зрителей к  этой великой книге.   Как заканчивает свои  передачи литературовед Игорь Волгин («Игра в бисер»): «Читайте и перечитывайте классику».
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Ирина Крайнова, фото с сайтов


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments