irin_krainov1 (irin_krainov1) wrote,
irin_krainov1
irin_krainov1

ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ТЕАТРОВ в "Теремке" - "32 МАЯ",окончание

фото предоставлены театром
                              ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ БАРОНУ

                                (ОКОНЧАНИЕ,     начало  см.ниже)

                               …А ЗАКОНЧИЛИ  ДВОЙНЫМ УКРОЩЕНИЕМ

Во втором спектакле, по  военной прозе Светланы Алексиевич,    разбирать было особенно нечего. Он больше напоминал старательный монтаж из писем  женщин-солдат. Получилась пестрая мозаика,  сильно растянутая к тому же.Женские истории проиллюстрированы сценками довольно «в лоб». Гимнастерки и  брюки «из подбора»   разнятся  не только   по цвету и по фасону. Это вообще разные эпохи.Есть хорошее правило: о больших темах (таковой для нас является та большая война) рассказывать или убедительно, или никак.Хотя видно было , что ребята очень старались.Возможно, если бы текст уменьшился втрое, больше  бы  подумали об эмоциональной стороне постановки, она  вышла  удачней.
Закончился первый день Гарсиа  Лоркой, одной из самых  колоритных и мрачных его пьес.Трудно отделаться от    послевкусия , если когда-то  видел сильную работу.   То был поистине маленький  шедевр хореографа Алексея Зыкова и студентов Риммы Беляковой в  дипломном спектакле. Где вся пластика настолько красноречива, что поэтичнейший текст воспринимался лишь  как  довесок к ней, пусть и прекрасный. «Кровавая свадьба» Алексея Усова, тоже ученика Шугурова, опять  же подкупает своей   динамикой и  актерской синхронностью, все приемы  театра дель арте здесь налицо. Два цвета  оформления – цвет крови и траура – диктуют строгость стиля и формы.Но  исполнители пока  не чувствуют грань,  за которой кончается  балаган и начинается романтическая драма.
Любопытно поданные отношения Жениха и Матери (Владимир Решетов и Тамара Мурадян) вырастают в «спектакль в спектакле» с усердным комикованием.- он  явно перебирает сценическое время. Пока у  студентов не получается   донести  до нас непростой, чеканный, как удар клинка, стих знаменитого испанца. Лорка  использовал строфы с рефренами, что напоминало песенное построение,был он и    отличным композитором.Жаль ,эта  театральная работа   могла  стать самой  интересной.
И на другой день  -три показа. «Орфей и Эвридика» в режиссуре Светланы Усовой. Снова ученица Шугурова,  приемы все те же: теней  Эвридики множество( чувствуется напряженка с мужским составом!),  и с пластикой у них  в порядке, обличьем же   они напоминают русалок .  Проводницы на тот свет   эффектно используют  фонарики. Но главное, наконец, есть главные герои, которые пытаются рассказать свою историю. Что у Эвридики – Алины Зверевой - получается  лучше. Это уже  театр переживаний.
Пьеса Ануя - большая, метафизическая, с  глубокими подтекстами.Здесь  она сокращена до предела и сильно теряет. «Не смотреть в лицо» - важнейший мотив,  пружина действия, –  неясен и  смазан.  Подсказка в виде  "завесы" волос героини или чего подобного не помешала бы. Однако  искренность Эвридики-Зверевой берет свое, финал спектакля – торжество любви, пусть и   надмирной, читается четко.
Пьеса Уайльда, одна из самых сюжетных и забавных в его творчестве, подана студентами тщательно,  но неумело. Первейшая театральная  задача этого  английского денди:  вывести на сцену настоящих аристократов- своих соотечественников.  Из множества виденных мной версий, ближе всего к "идеалу" была постановка Игоря Яцко в
московской Школе драматического искусства.   Бездна чисто английского  такта и юмора!
В постановке  Алены Татановой симпатичней глядится  пара Гвендолен-Джек, и говорят они   более четко«на чистом английском». У другой пары проблемы со сценречью. В принципе, все исполнители здесь  на месте, разве что воспитанница Джека   раза в два  выше своего  опекуна и  гувернантки мисс Призм. Зловредная тетушка довольно комична, но распатланные длинные  волосы не красят образцовую леди, тем паче - служанку.  Бутафорские чемоданы  уже  такой степени ветхости, что, изображая дорогу,  своим  видом дают обратный эффект.
Хорошо бы слегка их подкрасить, какие-то наклейки сделать.
Апарте (речь персонажа, адресуемая не собеседнику, а самому себе), с которой начинается действие, могла  стать  ключевым приемом для передачи   парадоксального юмора  героев Уайльда. Могла, но  не стала.И даже при таком раскладе тонкая  ирония  пьесы доходит до зрителя,  этот спектакль хочется посмотреть.А клуб «Маска»
под водительством Алексея Усова «замахнулся на Шекспира».Если б я даже не знала, что  режиссер -шугуровец, "вычитала" бы   из стилистики постановки.Снова легко и умело  бегает по сцене  толпа -в мятых рубашках, зачем-то без брюк. Забавные игры с залом (спящий зритель в первом ряду), бестолковые пробежки,
дурашливые голоса, путаница мужских и женских исполнителей.Масочный театр во всей красе.
Превосходен отец сестер,вопящий от радости : пристроил-таки  строптивую старшую дочь. Мы видели его и в другой постановке (Владимир Решетов).  Cтудент театрального, без пяти минут третьекурсник .Хороша стервозная, кроткая с виду Бьянка (Мария Угорец). А вот женихи ее, коверкающие речь, намеренно пищащие,
выглядят  куда бледнее.Убеждает дуэт  Катарины и Петруччо (Виктория Семенова- Андрей Муковозов). Видно, что  укротитель и  сам влюбился.
Однако вставные гэги отвлекают от сюжета, который  так и остается до конца не раскрытым.Как же она все же укротилась, Катарина-то?Это  был большой путь – сплошных унижений, голода и холода, бессонных ночей. Но и любви, которая,как искра,высеклась из противоборства двух неординарных  личностей.  Несомненно "Укрощение", самая мужская из шекспировских пьес, где автор утверждает главенство  сильного пола даже в таком свободном обществе, как ренессансное.  Переодевания «туда-сюда» тут вряд ли уместны.Исполнители отлично «юморят», бегают, танцуют.Но не слишком  внятно говорят, не всегда знают, куда деть руки.Полезно  сначала научить  их очень  простым вещам: стоять и  сидеть на сцене, а потом уже  - кривляться и   показывать  театральные штампы (дряхлых стариков, противоположный пол). И, конечно, -  научить  чувствовать, состарадать. Когда актер с «холодным носом»  доносит до  зрителя некий текст,  и  зал остается
холодным.
...Актерский материал на фестивале  мы увидели  благодатный, есть с кем работать. И руководители талантливые –
профессионалы, почти все из «Теремка» (ведут четыре  фестивальных театра из шести).А  кому отдать треуголку
барона – бо-ольшой вопрос. Желательно бы   постепенно  расширить «географию» участников - мало ли в Саратове
студий? Пока же победили Любовь и – Эвридика.
Ирина Крайнова, обозреватель по Саратовской  области в  Российском театральном журнале  «Страстной бульвар», член СТД России






Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments